Основные достопримечательности гор Суншань

На протяжении нескольких десятков лет моя жизнь проходила в горах Суншань, где кроме монастыря Шаолинь есть много других достопримечательностей.

На этой странице можно найти описание и видео некоторых из них. Чтобы каждый мог окунутся в жизнь Суншаньских гор.

А если вам придется здесь побывать, вам здесь будет уже все знакомо, и возможно, вы будете чувствовать себя как дома.

  1. Монастырь Шаолинь 少林寺
  2. Пещера Дамо 达摩洞
  3. Лес Пагод 塔林
  4. Монастырь встречи с Добром
  5. Храм десяти направлений 十方堂
  6. Вершина Трех Императоров 三皇寨
  7. Обитель второго Патриарха
  8. Представление кунг-фу 功夫表演
  9. Даосский Монастырь Чжун Юэ Мяо 中岳庙
  10. Конфуцианская академия 嵩阳书院
  11. Храм принцессы Юнтай 永泰寺
  12. Храм Фа Ван Сы 法王寺
Монастырь Шаолинь
Основанный в 495 году монастырь Шаолинь, является жемчужиной Китая, чей блеск подарил миру три сокровища:
• Медитацию - Чань 禅 ( яп.цзен) .
Чтобы укрепить силу духа.
• Боевое искусство У 武 – чтобы укрепить силу тела.
• Медицину - И 医
Чтобы применять силу своего духа и тела на благо.
Чань У И - это целостная система Шаолиня, проверенная веками.

Почему обитель называется «Шаолинь»?

Суншаньские горы включают в себя две горные гряды: большую - Да-ши-шань 大室山. И малую - Шао-ши-шань 少室山.
Будучи построенным в объятиях горного леса, на склоне малой горной гряды Шао-ши-шань, название Шаолиня, стало отражением его географического расположения.
Буквально «Шаолинь» означает «Монастырь в лесу на горе Шао».
Над центральным входом в Шаолиня висит плита, на которой в 1735 году рукой самого императора Канси была сделана надпись названия монастыря - Шао - линь - сы.
Живая экскурсия по Шаолиню, август 2023 г :
Экскурсии по залам монастыря:
Чтобы получше узнать территорию, где находиться монастырь Шаолинь, можете посмотреть видео «Шаолинь и его окрестности»
Каждый вечер, недалеко от Шаолиня проходят кунг-фу представление для туристов:
Мудрость Чань

•  Есть нечто, существующее прежде неба и земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвии. Оно - господин всех явлений и неподвластно смене времени года.
• Одну фразу, существующую до слов, не предадут и тысячи мудрецов.
•    Стоит устам захотеть рассказать – и речь погибает.
•   Стоит разуму захотеть понять свой исток - и мысль умирает.
•  Что невыразимо словами, неистощимо в действии.
•  Не взять то, что даровано небом, значит себя наказать.
Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить.
• Когда наступает великая смерть, осуществляется великая жизнь.
•   Перед моим окном всегда одна и та же луна, но расцветает
слива, и луна уже другая.
•   Когда ты воодушевлен, то воодушевись еще больше
ЛЕС ПАГОД
В 300 метрах к западу от монастыря Шаолинь находится крупнейшая в Китае группа пагод - Талин "Лес Пагод".

На территории площадью 21 тысяч квадратных метров находятся 243 могильных пагод, возведенные здесь на протяжении полутора тысяч лет.

Количество ярусов соответствует духовному уровню захороненного в ней Мастера.

Самой первой считается пагода монаха Фа-юаня, датируемая 791 годом.
Пещера Дамо (Бодхидхармы)
Дорога в пещеру Дамо - одна из самых известных священных троп в Китае.
Пещера расположена на центральной вершине пятиглавой горы, ступени на вершину которой находятся в 600 метрах от монастыря.
Бодхидхарма (кит. Дамо), провел в пещере 9 лет, сидя лицом к стене.                         
После девятилетнего «смотрения на стену» он обрел Просветление, то есть познал суть всего бытия.

В 1995 году, на вершине горы, над пещерой, где он просидел девять лет лицом к стене из белого мрамора, была возведена двенадцатиметровая статуя сидящего Бодидхармы. Благодаря огромному размеру, ее можно увидеть со стороны Шаолиня, не преодолевая 800 ступенек пути.
Смотреть экскурсию а пещеру Дамо:
Кто такой Дамо ( Бодхидхарма)?
В субботу, 4-ого ноября 395 года (5-ый День 10-го лунного месяца), индийский король Сихмаварман стал отцом своего третьего сына, которому дал имя Бодхитара. Король Сихмаварман был преданным буддистом, который проповедовал и наставлял на Истинное Учение своих подданных. Поэтому в то время, когда двадцать седьмой патриарх Индийского Буддизма Праджнятара путешествовал по Индии, он с радостью пригласил его в свой дворец, устроил теплый прием и пожертвовал в подарок свои самые драгоценные камни. После праздничного ужина король попросил патриарха о проповеди. Монах встал и разложил перед присутствующими все свои драгоценные камни, подаренные королем:
- Кто скажет, существует ли что-нибудь более ценное, чем эти драгоценные камни? Старший сын короля ответил:

- Благородный, мой прадед купил эти камни за цену десяти замков. Я полагаю, что эти камни - наиболее ценная вещь.

Второй сын короля подтвердил:
- Эти драгоценные камни были привезены издалека. Некоторые готовы отдать за них свои дворцы и владения, так они ценны!

Третий принц, младший сын короля сказал:
- Наиболее ценная вещь – это учение духовное учение. Эти драгоценные камни ценны, потому что они редки и найти их довольно трудно. Но когда смерть настигнет нас, они станут ненужными. Но духовное учение ценнее этих драгоценных камней, это не просто свод советов, призванных помочь нам в жизни, оно даёт нам возможность прервать круг рождения и смерти и достичь Просветления.

Праджнятара уже знал, что этот юноша будет следующим патриархом. Вскоре после этого случая Праджнятара и молодой Бодхитара шли по саду. Старый монах подумал, что это подходящее время задать некоторые вопросы его будущему преемнику.
- Можешь ли ты сказать мне, молодой принц, что среди всех вещей является самым прекрасным.
Молодой принц ответил:

- Самым прекрасным среди всех вещей является «Нерождение».
Праджнятара пристально посмотрел на молодого человека и задал следующий вопрос:
- Что среди всех вещей является высшей истиной?
И молодой принц отвечал, не думая ни секунды:
- Подлинная природа есть высшая истина.

Вернувшись с прогулки, Праджнятара пошел к королю и спросил, не мог бы тот вместо драгоценных камней отдать ему в ученики своего младшего сына. Король согласился и передал сына его новому учителю.
Когда спустя годы Бодхитара достиг высшего понимания, Праджнятара сказал ему:
- Мудрость, обретённая тобой при постижении Учения, дала тебе возможность полностью овладеть знанием. Поэтому я даю тебе новое имя - Бодхидхарма (бодхи - Просветление, Дхарма - Учение Будды). Оставайся в Южной Индии, проповедуй, а через шестьдесят семь лет после моей смерти отправляйся в Китай и принеси туда Истинное Учение.

Исполняя заповедь учителя, в 527 году (называют также даты 486, 520, 526 гг.), Бодхидхарма прибыл в Поднебесную. После трехлетних скитаний по морям он приехал на юг Китая в Гуанчжоу, где представил себя как 150-летнего Патриарха, прибывшего чтобы распространить учение Будды. Однако для китайцев все чужеземцы были «варварами», так как, по их мнению, всё, что за пределами Китая - это «варварская» земля. Поэтому прибывший издалека Бодхидхарма своими большими глазами и густыми бровями больше напоминал разбойника, нежели Патриарха.

Однако мудрость его покоряла сердца, и слухи о нем вскоре дошли до императора. Так из Гуанчжоу Дамо был приглашен в Цзиньлин (современный Нанкин) на встречу с императором У-Ди, который, будучи буддистом, покровительствовал многим буддистским монастырям, жертвовал немалые деньги на их строительство, а также на возведение пагод, на переписывание священных книг и распространение буддистских текстов, оказывал немалые подаяния монахам. Веря в перерождение души, император ожидал вознаграждения за свои заслуги в следующей жизни. Ему очень хотелось спросить Патриарха, велики ли его заслуги и добродетель.

Когда Бодхидхарма ( кит. Дамо) приблизился к императорскому дворцу, все увидели, что он шагает в одном ботинке, а другой несет у себя на его голове. Император и его свита были удивлены, но виду не подали.

Обмениваясь приветствиями, они поглядывали на ботинок, а Бодхидхарма смеялся. Когда свита разошлась, император спросил:
- Скажите мне, пожалуйста, почему вы строите из себя шута? Почему вы пришли в одном ботинке, а другой принесли на голове? Бодхидхарма сказал:
- Уж такой я человек. Ноги и голова для меня одинаковы, высшее и низшее исчезло для меня.
Император помолчал некоторое время, видимо, обдумывая услышанное, а потом задал так волнующий его вопрос:

- Я совершил множество благочестивых дел: по всей стране я построил монастыри, тысячи монахов кормятся из моих запасов, миллионы китайцев приняли буддизм. Велика ли моя добродетель? На что Дамо кратко ответил:

- В твоих делах нет ни заслуг, ни добродетели. На удивленное выражение глаз императора Дамо объяснил, что лишь тот, кто обрел Будду внутри себя, тот, кто раскрыл в себе свою истинную природу, является добродетельным, такой человек не нуждается в формальных знаниях и заслугах, он и есть заслуга и добродетель. По мнению Дамо, буддизм в Китае понимался не правильно, так как большая часть верующих, просто следуя механическим ритуалом, теряла саму суть, внутренний смысл действия.

Император, однако, не мог постигнуть услышанное учение, предлагающее отказаться от чтения сутр и ритуалов. Но, будучи культурным человеком, сменил тему и спросил:
- Скажите мне о святой правде Будды, каков основной принцип этой священной доктрины?

- Есть беспредельная пустота и ничего такого, что могло бы быть названо священным. Священное или не священное — это понятия двойственного ума. В природе нет священного и не священного, природа просто есть!
- Кто же в таком случае сейчас стоит передо мной?
- Ваше Величество, я не знаю.
Император изменился в лице. Будучи ученым буддистом, он не уловил тот дух, который Бодхидхарма выражал своим поведением. Видя, что он больше ничем не может помочь императору, Дамо удалился из дворца, направившись в соседнее государство Вэй. Как гласят легенды, Дамо, обладая чудесными способностями, облегчил вес своего тела и, ступив на проплывающий мимо тростник, переплыл реку Янцзы. Направившись на север, он дошел до монастыря Шаолинь. Однако и здесь Дамо увидел, что из-за изнурительных практик шаолиньские монахи были слабы и болезненны. Истощая себя ритуалами и долгим чтением сутр, они доводили их исполнение до автоматизма, отдаляясь все дальше от истинной цели. Дамо начал проповедовать истинный смысл Учения - прозреть сердце Будды внутри себя, стать Буддой самому, и не в будущем, не завтра, а сегодня, сейчас!
Постулаты его учения сводились к следующему:
• Не утверждайся на записанном;
• Самосовершенствуйся посредством сидения в покое;
• Обращайся непосредственно к собственному сердцу;
• Увидь свою истинную природу, стань Просветленным.
В своих проповедях он опирался на «Ланкаватара-сутру» (кит. Лэн-цзя цзин), в которой говорится о «созерцании лицом к стене». Дамо отказался от традиционных туманных буддистских догматов, принимая «созерцание лицом к стене» в качестве единственного способа совершенствования, что противоречило традиционному буддистскому подходу. Главный монах монастыря боялся, что реформистский тип буддизма, исповедуемый Дамо, нарушит традиционные представления. Поэтому его учение было названо «ложной традицией, стоящей вне Истинного учения».

Даже в наши дни учения Дамо бывает понято слишком буквально. Так как не само «созерцание стены» являлось сутью его учения, а только цель созерцания, которая заключалась в обретении спокойного сознания.

Так, не понятый, Дамо удалился в пещеру недалеко от монастыря. Он обратился лицом к стене и просидел так девять лет, пока не обрел Просветление.

Пробыв слишком долго без движения, ноги Дамо не слушались, он не смог подняться. Но, применив особый комплекс упражнений «Обновления связок и сухожилий» и «Обновления костного мозга», он полностью восстановился. Почувствовав силу духа Дамо, шаолиньские монахи прониклись к нему верой и уважениям.

С тех пор они стали сочетать статическую практику с физическими упражнениями и осмысливать его учение о «мгновенном просветлении», согласно которому природа человека изначально чиста и спокойна, однако грешные помыслы, словно тучи, покрывающие чистое небо, заслоняют эти природные качества. Как учил Дамо, вместо ритуалов и рассуждений, человеку надо раз и навсегда решиться разрешить этот вопрос, собраться духом и мгновенно обнаружить свою исходную природу, утвердиться в ней и развиваться дальше на ее божественной основе.

Все учение Дамо более сходно с мечом мудрости, нежели с подушкой для медитаций. Однако этим мечем не просто трудно управлять, его почти никто даже не может взять в руки.

Когда Дамо полностью завершил передачу истинных знаний «от сердца к сердцу», то, оставив два трактата - «Об обновлении связок и сухожилий » и «Обновления костного мозга», - покинул горы Суншань.

По некоторым данным, Дамо умер от случайного отравления в Лунмэне, близь Лояна, и похоронен в горах Сюньэршань, где позже был основан монастырь Тадинлинь-сы.

Однако есть версии о том, что отравление не было случайным.

Некий наставник Гуан Дун и наставник Бодхиручи, оказавшись в плену собственной зависти, шесть раз пытались отравить Дамо, считая его своим конкурентом, и, наконец, им это удалось.

Позднее появились легенды о воскрешении Дамо. Во второй половине шестого века, через три года после его смерти, некий посланник, направленный в Индию за буддистскими трактатами, на обратном пути в Китай, в Гималаях встретил Дамо: он шел и размахивал одной сандалией. После того, как чиновник рассказал об увиденном, могилу Дамо вскрыли, но она была пуста – ничего, кроме одной сандалии.
Конфуцианская академия
Вокруг Шаолиня, в горах Суншань, есть очень много мест, которые стоит посетить. Одно из таких - Конфуцианская академия Сун Ян Шу Юань 嵩阳书院.
Это одна из четырех древнейших Конфуцианских академий.
Сун - так как находится у подножья гор Суншань.
Ян - светлая сторона чего-либо, указывает на то, что академия расположена с южной, то есть светлой стороны гор.
Шу Юань - кит. академия.
Если заглянуть в историю, обитель, построенная здесь в 484 году, была буддистским монастырем. Спустя 120 лет, в период с 606 по 618 гг., он был перестроен на даосский, который просуществовал здесь до 9 века.
С 9 века обитель начала приобретать направление учебного заведения, которое весомо отличалось от всех, прежде существовавших в Китае.
В 6-5 веках до н.э. образованным человеком в Китае считался тот, кто овладел шестью искусствами: выполнял ритуалы, понимал музыку, стрелял из лука, управлял колесницей, умел читать и считать. Однако, если ранее большинство учителей передавали свое знание сидя под деревом, или в запряженной конем телеге, играя на китайской арфе и напевая истории из «Книги песен», то здесь, в Конфуцианской Академии, создалась хорошо продуманная система управления и благоприятные условия для жизни сады для отдыха и размышлений, залы для лекций, библиотека для учебы. Основой для преподавания были четыре основных дисциплины: Мораль, Язык, Политика, Литература.
В 1035 году Академия была реставрирована и получила нынешнее название.
Особого внимания в Конфуцианской академии заслуживает « История трёх генералов-кипарисов»
История трех генералов-кипарисов
В 110 году до н.э. тут уже стояла святая обитель, хотя здесь ещё не было Конфуцианской Академии, здесь поклонялись просто Божественному.

Случилось зайти сюда путешествующему в горах Суншань императору Хань У. Войдя в первые ворота, он был поражен красотой раскидистого старого кипариса,
и в восхищении назвал его «Первым Генералом».

Пройдя через следующие ворота, император увидел еще более мощное дерево кипариса. Но так как императору не подобало забирать свои слова обратно, он назвал эго «Вторым генералом».

Однако, пройдя еще немного, он увидел третий кипарис, еще более огромный, которому император был вынужден дать имя «Третьего генерала».

Таким образом, младшее дерево он нарек старшим, а старшее младшим. Из-за чего «Третий генерал» сильно разгневался и своим гневом испепелил сам себя, даже ростка от него не осталось.

«Второй генерал» был средним из трех, ему было все равно, с какой стороны быть вторым.
Не почувствовав никакой несправедливости, он спокойно стоит до сих пор и собирается праздновать свое пятитысячелетие.

«Первый генерал» очень смутился из-за произошедшего, ему стало неловко за то, что его, самого младшего, нарекли старшим званием. Он так застеснялся, что его крона, словно смущенная голова, начала склоняться к земле, а затем, так и не сумев побороть смущенные чувства , он и вовсе решил прилечь на изгородь, чем заслужил себе второе имя - «дерево, прогнувшееся в пояснице».
Даосская стела
Во времена, когда нынешняя Академия служила даосской обителью, жил здесь некий даос-алхимик по имени СунТай Цзун. О нем ходили слухи, что, зная секреты и тонкости медицины, он излечивал болезни так, будто творил чудеса. Простой народ днем и ночью приходил к даосу в нуждах об исцелении, он всех принимал, никому не оказывал. Слава о нем дошла до императора Тан Сюань Цзун, который был смертельно болен. Никто из придворных врачей не смог его исцелить, Сун Тай Цзун стал его последней надеждой. Осмотрев императора, даос отправился в горы. Собрав состав из «враждующих трав», он выбрал время для приготовления лечебной пилюли. Состав назывался «враждующим», так как некоторые травы, сваренные вместе, выделяют яд. Выпив такую пилюлю, человек рисковал своей жизнью, и только опытный врач или врач, чей талант дан Небесами, мог сварить их так, чтобы выделяемый яд излечил тяжелую болезнь. Таким был даос Сун Тан Цзун. Сваренная им пилюля спасла жизнь императору, который, в знак благодарности, в 744 году приказал на более чем 9 метровой стеле выгравировать эту историю. Стела с описанным на ней сюжетом о том, как даос Сун Тай Цзун спас жизнь правителя Поднебесной до сих пор стоит в Конфуцианской Академии.
Обратив внимания на форму стелы, можно заметить, что верхняя ее часть похожа на даоссую шапку, наверху которой сидят два дракона, держащие жемчужину. Считается, что драконы, играя с жемчужиной, могут контролировать погоду. Точно так и даосы. Согласно поверьям, при особой необходимости они могут менять погоду. Так, например, некоторые даосы могут выйти из своего тела и направиться в теплые края, чтобы перенести оттуда немного теплой погоды в места, где холодно, и наоборот. Внизу стелы выгравированы танцующие защитники в образах, характерных для даосской религии. Стела является не просто исторической ценностью, но и произведением искусства.
Мудрость Конфуция
«Лун Юй» - «Беседы и суждения»
-В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
-Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
-Я не родился со знанием, я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе.
-Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин.
-Три пути ведут к знанию: путь опыта - путь самый горький, путь подражания - путь самый легкий, путь размышления - путь самый благородный.
Монастырь встречи с добром Хуэй Шань Сы
История монастыря началась в 59 года н.э., когда некий мастер-отшельник по имени Дэн Цзюэ (Чистое сознание) построил здесь себе небольшую хижину, для того чтобы, удалившись от внешнего мира и суеты, предаться внутреннему созерцанию.
Необычным для китайского монастыря является изображение Будды Будущего, который встречает посетителей в центральных воротах.
В древности тут жил мастер Дао Ань, чье имя переводится как мастер Спокойного Пути.
Дао Ан (584-708 н.э.) был учеником пятого патриарха чан - буддизма. Глубоко постигнувшее буддистское знание сердце Мастера Спокойного Пути привлекло более тысячи последователей, даже сама императрица У Цзэ Тьян была его ученицей и неоднократно посещала Мастера в этом монастыре.
Смотреть экскурсию в Монастырь Встречи с Добром
Вершина трех императоров
Если говорить о силе и красоте природы, то экскурсия на гору Трех императоров – это прогулка в одно из самых удивительных и красивых мест Суншаньских гор.
Гора Суншань - центральная из пяти священных гор Китая.
Не смотря на то, что она не очень высока, Суншань поражает своей мягкой, ненавязчивой красотой и в тоже время силой, которая воспитала множество выдающихся Мастеров кун-фу и духовных подвижников.
Горы Суншань имеют 72 пика, высота которых колеблется от 300 до 1512 метров над уровнем моря. Возраст Суншаньских гор - 3,6 миллиарда лет.
Давным-давно, когда мировой океан еще прибывал в периоде турбулентности, горы Суншань являлись морским дном.
Потом, постепенно, они начали выходить из воды. Впервые они выглянули из мирового океана 2.3 миллиарда лет тому назад. Часто на скалах встречаются метки, показывающие уровень воды того времени. Полностью из воды они вышли 570 миллионов лет назад. Когда Гималайские горы еще были покрыты водой, горы Суншань уже показались во всем величии, и стали заселены людьми, несущими древние знания.
Горы Суншань состоят всего из двух горных гряд: Да-шы-шань и Шао-ши шань. Путешествие на вершину Трех Императоров – это поход по горному хребту Да-шы-шань, длина пути которого около 10 км. Часть этого пути можно преодолеть на фуникулере, а остальную пройти по облагороженной тропе - высеченных в скалах ступенях. 
Поднимаясь на фуникулере, рядом видны вздымающие в небо живописные скалистые горы, а внизу - зеленые волнистые холмы, напоминающие морское дно.
Сойдя с фуникулера, начинаются ступеньки, ведущие то вверх, то вниз, вдаль по горной гряде. На полпути они приводит к подвесному мосту, возле которого находиться камень «священной совы».

Возле моста также можно увидеть башню горного монастыря, возвышающуюся вдали. Это храм Деревни Трех Императоров «Обитель Цзен», куда ведет вторая половина пути.

Путеводитель по Шаолиню и его окрестностям

Читать книгу

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website